Там русский дух, там Русью пахнет
Поездка была весьма волнительной, но как-то с самого начала этот фестиваль задал какой-то возвышенный и светлый тон, встречая всех тёплой и солнечной погодой – эх, надо было пошутить, что это я с собой солнышко из Ростова-на-Дону в Ростов Великий привезла…
Тутаев. Воскресенский собор. Едва входишь во дворик, и лёгкие наполняются цветочной сладостью. Резные карнизы, белый камень и лики святых, что смотрят на каждого входящего с фасада, встречают нас уютной тишиной.
Затем нас организованно разбивают на группы: часть идёт на экскурсию, часть — на обед. Пожалуй, организованность — это одна из приятнейших сторон фестиваля, которую хочется непременно выделить. Я оказалась в первой группе, так что нас всех провели в светлую галерею храма, где у меня перехватило дыхание от восторга.
Такие нежные и в то же время насыщенные цвета, эта глубокая синева воды и небес мгновенно переносили меня на пары по истории русского изобразительного искусства, где мы изучали развитие канонов росписи русских храмов, от Грека до Рублёва и Дионисия.
А в трапезной нас ждал прекраснейший обед: лёгкий винегрет, постный борщик свекольный, рис с нежнейшими куриными тефтелями, компот на сухофруктах и просто волшебнейшие плюшки! На этом моменте я пошла положить себе пельмешки, а то есть захотелось….
И вот помимо прекрасной женщины-экскурсовода в нашей группе был очень эрудированный и приятный в общении мужчина, который всё время дополнял экскурсию интересными деталями о нюансах изображения «дыхания жизни» или рассказами о конфликте Андрея Рублёва в фильме Тарковского. «Какой интересный и умный дядя», — подумалось мне. «Ой», — когда этого «дядю» представили нам как директора фестиваля, отца Евгения, и он провёл нам интереснейшую экскурсию по Рыбинску, рассказав обо всех интереснейших местах города и его важных кино достопримечательностях, которых на удивление много. Вот знали вы, что в Рыбинске стоит Дом Джо и Николаса Шенков?
«Кто это?» — спросите вы.
«Metro-Goldwyn-Mayer» и «20th Century Studios» — что-то вам говорит? Вот братья Шенки стоят у их истоков, переехав из Рыбинска в Нью-Йорк.
Рыбинск — удивительный город. И этот эпитет я дам каждому городу, в котором мы побывали в рамках фестиваля. А «бороздили» мы Углич, Тутаев, Рыбинск, Архангельское, Ярославль — как художники-передвижники со своими картинами, мы показывали свои фильмы и отвечали на вопросы зрителей.
Прогулялись по знаменитой торговой улице Крестовая, где все вывески сделаны с соблюдением старых правил орфографии. И никакого пластика. Только дерево, камень или металл. Некоторые (то есть все) из вывесок — просто чудо и загляденье! И только налоговая федеральная служба ярко-синим пластиком гордо возвышается над «деревенщиной»
А ещё мы поднялись на колокольню Спасо-Преображенского собора!
Несколько этажей по часовой стрелке, потом против часовой, и с каждым подъёмом лесенка всё уже и уже… и вот мы слушаем праздничный звон колокола, от которого воздух густеет и гудит долго-долго.
А ещё нельзя было не спеть возле памятника Льву Ошанину «Течёт Волга»… такие голоса у всех звонкие!
А потом у нас было открытие, поездка обратно в отель, во время которой мы пели и пели: от «Белой акации» до «Арго», «Дельтаплан», «Есть только миг» и разговоры, разговоры, разговоры… я сидела, затаив дыхание, и слушала рассказы тех, кто видел мир; кто вырос на Высоцком, Золотухине, Любимове…
И отчего-то вдруг стало и грустно, и тревожно, ведь эта ниточка между поколениями такая тонкая.
Я не люблю открытого цинизма,
В восторженность не верю, и еще,
Когда чужой мои читает письма,
Заглядывая мне через плечо.
Начни петь Высоцкого сейчас среди ребят — как много человек тебя подхватит, сколько подпоёт? С другой стороны, я всегда радуюсь, когда вижу школьников, слушающих Цоя, или как после новых сериалов они открывают для себя «Ласковый май» или «Комбинацию».
И вот эти фестивали помогают «юноше бледному со взором горящим», оказаться в компании тех, кто гораздо старше, опытнее, мудрее, и благодаря песням вдруг стать «своим». И вдвойне приятно, когда на тебя не смотрят свысока. Да, ты молод, ты юн, неопытен, но у тебя всё впереди, и тебе протягивают руку помощи и дают мудрый совет. И это чувство бесценно.
Углич. Мы приехали поздно вечером, заселились в отеле с видом на Волгу и пошли исследовать ночной город под чутким руководством экскурсовода Анастасии. Если будете здесь, обязательно разыщите эту женщину — это будет интереснейшая прогулка по городу! То, как она описывает исторические события — это не просто «дата — событие», нет! Каждое слово побуждает тебя думать, сопоставлять факты и задавать вопросы! Это то, что и должна делать с нами история! Не слепо верить, а перепроверять, доказывать и опровергать, и, главное, учиться! Учиться у жизни!
Утром я вынесла на балкон стульчик, укуталась в одеяло и пила горячий чай с видом на утреннюю Волгу. Ну, что можно сказать — красота!
Далее наш путь лежал через Музей авангардного и наивного искусства из коллекции картин игумена Рафаила (С.Симакова).
Авангардизм, нонконформизм, Бульдозерная выставка — и рассказы об этом под музыку Михаила Чекалина, пластинку которого нам поставили на радиоле.
А потом мы поехали глубоко в лес, в сельцо Архангельское, к Храму Архангела Михаила «что в Бору».
Здесь хорошо…
Взгляни, вдали огнем
Горит река;
Цветным ковром луга легли,
Белеют облака.
Здесь нет людей…
Здесь тишина…
Здесь только Бог да я.
Цветы, да старая сосна,
Да ты, мечта моя!
У меня всё время в голове звучал романс Рахманинова, пока я оглядывалась вокруг. Здесь действительно было хорошо. Ни связи, ни Интернета — ты как отрезан от мирской суеты.
А потом была беседа с отцом Рафаилом.
Я очень хотела поговорить с этим человеком, о котором успела уже столько всего услышать. Художник Сергей Симаков, коренной Москвич, который уехал куда-то в глушь, друг и духовный наставник Алексея Балабанова, соавтор двух его картин — «Морфий» и «Я тоже хочу», и просто человек, который несёт добро и дарит надежду простым людям, которые приходят к нему за помощью…
Я не знала, о чём поговорить, что спросить, но я отчаянно нуждалась в разговоре. Я хотела просто услышать голос этого человека, поймать взгляд его глаз, увидеть улыбку.
Впрочем, отсутствие вопросов во мне — тоже ведь добрый знак? Значит, сейчас меня ничего не тяготит, по крайней мере, ничего из того, с чем бы я не справилась. В молитвах я прошу лишь о здоровье родных да возможности реализоваться в творчестве, чтобы получилось помочь людям не только крошечными поступками, но и своим искусством.
И вот я сижу перед этим пожилым человеком с добрыми глазами, а по моим щекам безостановочно катятся слёзы, причину которых я и сама не понимаю. Будто кто-то изнутри вынул какую-то обветшалую затычку, которая вся иссохлась от времени где-то глубоко в душе, и все эмоции вдруг хлынули наружу.
И стало свободнее, легче. Стало просто хорошо.
Поблагодарив батюшку за беседу, я хотела уйти глубже в храм, поплакать на лавочке, пока никого нет, но только я присела, как неожиданно поняла, что совсем не хочу плакать. Я просто сидела, смотрела на иконостас, на солнце из-за окон, и чувствовала блаженное спокойствие. Даже вечный гул мыслей в моей голове утих почти что до состояния тишины.
Приехали мы в Ярославль, третий отель, Royal Hotel.
Ещё с просторного холла ловишь себя на одной мысли: «Вау». В Рыбинске были самые вкусные завтраки, в Угличе — шикарные балконы и вид из окон, а в Ярославле — атмосфера и эстетика.
«Нас утро встречает прохладой», — с таким вот настроем мы шли на просмотр и финальный показ в Миллениум. К слову, о показах и фильмах.
Немного о самых запоминающихся для меня работах:
«Школьная стена».
Фильм из Непала о мальчике из нищей семьи, который до того мечтал ходить в школу, что украл чужую школьную форму. Для меня кульминацией был момент разоблачения героя: до последнего я надеялась, что взрослые отнесутся с пониманием, ведь ребенок сам пришел в школу, он так отчаянно желал учиться… ведь тянуться к знаниям — это не преступление…? Но здесь оказалось все иначе.
Меня тронули детали: этот неумело завязанный галстук, коротковатые, не по размеру штаны, этот шкаф с игрушками, который на мгновение захватил мальчика, но учеба была для него важнее — все эти детали создают эмоциональный накал… И потому мне было так больно видеть, как его выталкивают за забор. Я до последнего ждала проявления человечности и понимания…
И финальный эпизод печален и даже трагичен: отвергнутый, герой делает первый шаг к круговороту обид, ударив охранника. Я думала о финале: почему по задумке авторов мальчик упал? А потом поняла: чтобы охранник его догнал, побил и тем самым продолжил эту спираль человеческих обид.
«Последняя осень юности»
Невероятно трогательный фильм о наставничестве, где каждый герой на своём месте. Короткометражный фильм, снятый за два дня и смонтированный за столько же. Сделано было в рамках мероприятия Art Masters, и совершенно заслуженно получило первое место на фестивале!
Усыпанные коридоры осенней листвой, пальто поверх больничной ночнушки, ключи, спрятанные в горшке с цветами. Юность и зрелость, опыт и мудрость, переходящие из поколения в поколение; билет в жизнь; уходящая пора.
Простой и в то же время глубокий фильм.
«Евсеев: Признание ценою в жизнь»
Я была захвачена не только историей этого этнографа, фольклориста и фотографа, но и тем, как была подана история, в которой роль Евсеева сыграл его внук.
Визуальная составляющая, каждый выверенный кадр — как старая марийская сказка.
Я смотрела этот фильм как режиссёр, который сам в поисках того, как интересно подать хроникальные материалы. Отдельный поклон за оммаж на Параджанова «Цвет граната».
И отдельный поклон художникам-постановщикам этого фильма… после общения с режиссёром им хочется памятник поставить за воплощение всех идей!
Ксеньюшка
Мультипликационный фильм о Ксении Петербуржской, который я посмотрела с удовольствием. История о добре, о чуде, о вере — и всё это передано языком анимации, образами, которые не смотрелись бы так органично в игровом формате.
Когда Ксения Петербуржская несла молитвы простых людей к Распятию, как касание её ладоней выдворяло прочь из домов «вороньё», как образ хворей и невзгод, как история катящейся пуговки вела мальчика путём добродетели — всё это вызывало мороз по коже и тепло в сердце.
С уверенностью могу сказать, что без каких-либо нравоучений, эта история помогает тянуться к свету.
Скорбим
Могила. Мужская. У могилы две женщины. Жена… и любовница. Их первая встреча.
Что тут можно сказать? Трагикомедия во всех смыслах: сперва смеёшься, потом вдруг плачешь, и всё одинаково искренне.
Потрясающа игра актрис создаёт такой искрящийся дуэт, у каждой героини свой шарм… И в какой-то момент маленькая война двух женщин превращается в историю об одиночестве.
Ида
Каждый год накануне празднования Дня Победы одинокий постоялец дома престарелых пытается найти кого-нибудь из своих друзей. Он живет прошлым, пока однажды оно не настигает его самым неожиданным образом. На все звонки мужчине отвечают вовсе не его старые знакомые — телефонная трубка соединяет его с маленькой девочкой по имени Ида, которая живет в 1942 году.
История о памяти сквозь время. И одиночестве.
Пожалуй, самое ценное и душераздирающее в этой работе — последняя сцена, где два пожилых актёра играют так, что ты забываешь весь фильм до этой встречи. И именно из-за неё в зале плакали даже мужчины.
Наконец-то закрытие фестиваля. Оглядываемся назад, на эти яркие и насыщенные пять дней и вспоминаем работы наших коллег, чтобы затем взорваться искренними поздравлениями!
Для меня наше первое место стало сюрпризом. Всё же как раз накануне я видела, как прямо во время нашего показа люди просто вставали и группами уходили из зала — пожалуйста, не делайте так. И во время обсуждения, пожалуйста, тоже не покидайте зал, ведь в такие моменты кажется, что лично ты чем-то не угодил своему зрителю. Впрочем, за плечами был показ в Самаре, где в зале сидела одна-единственная женщина… хотя такой зритель стоит целого зала, ведь эта прекрасная женщина пришла на показ специально ради нашего фильма про Шолохова… что ж, это было самым радостным и приятным воспоминанием.
Ну а после награждения нас ждал фуршет, где нас снова объединила музыка.
И… я запорола любимую песню)) Как так получилось, что слова любимой композиции вылетели из головы — не знаю. Но в этом есть своё очарование. Я даже не слишком сильно разнервничалась, а это уже повод для гордости.
А потом мы все вместе пели «Вальс-бостон», «Любо, братцы, любо», «Серенаду Трубадура»… и так красиво мы все расходились в многоголосье, подхватывали и подстраивались друг под друга — душа пела!
…и просто представьте себе такую картину:
Изысканный холл, учтивый метрдотель, мягкий тёплый свет заливает пространство отеля вокруг, и вокруг разносится стройный звонкий хор голосов, поющий:
Листья желтые над городом кружатся,
С тихим шорохом нам под ноги ложатся,
И от осени не спрятаться, не скрыться,
Листья желтые, скажите, что вам снится.
Я благодарна этому фестивалю. Благодарна за тепло и свет, которым он поделился, совсем не навязываясь. Благодарна за искренность.
Спасибо за «Свет миру»!
Марина Макарова
Фото и текст со страницы ВК автора
https://vk.com/akina_sudzuki