Мы стараемся собрать свет, которого не так много
Два фильма архангельских журналистов-документалистов прошли в финал крупного российского кинофестиваля.
Картина «Вознесенье: поиски утраченного» стала призером Международного молодежного кинофестиваля «Свет миру», а фильм «Отроки земли Архангельской» отмечен дипломом за лучший репортаж. Для участия в кинофоруме архангельские журналисты отправились в леса под Рыбинском Ярославской области.
Кино под звездным небом
Мы выходим из здания ярославского вокзала. Яркая табличка с большим желтым солнцем привлекает внимание. На ней написано «Свет миру». Это организаторы одноименного кинофорума встречают гостей, а затем радушно приглашают проследовать в фестивальный автобус. Еще немного – и транспорт полон. После измерения температуры и выдачи защитных масок отправляемся в путь. В автобусе как известные кинематографисты, так и те, кто только делает свои первые шаги в этой сфере. Среди участников фестиваля «Свет миру» и мы – документалисты из Архангельска.
Автобус мчит нас в старинный город на Волге – Рыбинск, что в Ярославской области. В эти дни он отмечал свой 949-й день рождения. Известный своими промышленными предприятиями Рыбинск славится и учеными мужами. Дело в том, что именно здесь проходила значительная часть деятельности империи Нобелей. В 1893 году братья основали корпоративные нефтяные хранилища, а затем заложили судоремонтное предприятие. Любопытно, что эти оба объекта действуют по сей день.
Фестивальный автобус привозит нас в самый центр Рыбинска. Многочисленные творческие площадки с концертами и представлениями разбросаны по всему городу. Одна из таких зон под открытым небом была предназначена для открытия фестиваля «Свет миру».
– Мир кино дает нам удивительные возможности выразить и через слово, и в кадре, переживания и мысли человека, донести до зрителя с помощью образов красоту и глубину человеческой души, многообразие окружающего мира, – говорит епископ Рыбинский и Даниловский Вениамин.
Зрители и гости кинофорума размещаются на импровизированных сиденьях-стогах, и начинается погружение в удивительный мир кино. Уличный кинотеатр поражает гостей разнообразием жанров: здесь и короткометражки о добре и вере в сказку, и притчи, и даже видеоклипы. Показы длятся до самой ночи, а затем небо над Рыбинском украшают сотни разноцветных огней – фейерверк удался. Фестиваль «Свет миру» торжественно открыт.
«Дядя Коля» воплощает мечту
«Сегодня вы сможете пострелять в членов жюри», – шутливо говорят нам организаторы кинофорума на второй день. Автобус увозит нас на полигон, который расположился в лесу под Рыбинском. Это игровая площадка для самых маленьких и «взрослых» детей.
У владельца полигона Николая Гладкова (или дяди Коли, как его называет ребятня) седые волосы и те самые глубокие морщинки вокруг глаз, которые появляются только от частых улыбок и смеха. Он воплощает в реальность детские мечты, которые так похожи на его собственные.
Именно здесь, вдали от цивилизации, предстоит нам провести новый фестивальный день – это связано с пандемией коронавируса. Члены оргкомитета вынуждены были отказаться от традиционных просмотров конкурсных работ со зрителями и придумали неожиданный вариант продолжения фестиваля.
– Каждый ребенок и взрослый мечтает попасть в увлекательное приключение, где можно проявить себя, ощутить героем фильма, – говорит Николай Гладков.
Именно поэтому кинематографисты на лесной площадке готовы практически на все и с замиранием сердца слушают наставления «дяди Коли». Командам предстоит сразиться в лазертаг. После баттлов-поединков уставшие, но довольные участники кинофестиваля просматривают фильмы друг друга, которые демонстрируются на большом экране в так называемой «казарме».
Вдали от городской суеты
Утро. Вновь автобус уносит нас вглубь ярославских лесов по извилистой напряженной грунтовке. Удаляемся все дальше, растворяясь в бору. Но стоит только водителю посетовать на то, что мы, кажется, заблудились, нашему взору предстает Храм Архангела Михаила. Приехали, мы в Архангельском.
Каменный храм был построен в 1787 году на месте бывшего монастыря, который разорили поляки во время интервенции.
– Он никогда не закрывался. В советские годы храм остался без священника, здесь находились только несколько женщин, которые платили церковный налог. Именно они были хранительницами ключей, которые так и не отдали большевикам, – рассказывает научный сотрудник галереи современного православного искусства «Под Благодатным покровом» Угличского государственного историко-архитектурного и художественного музея Анастасия Беляева.
Ворота, через которые мы проходим, необычная постройка – они ни к чему не примыкают. Это как портал в абсолютно уединенный мир, где царят гармония и спокойствие. Их создатель – архитектор, в прошлом модный московский художник-нонконформист, а ныне настоятель храма отец Рафаил (Сергей Симаков).
Мудрый старец встречает нас улыбаясь и смотрит пронзительным взглядом. Судьба его непроста. В 80-е годы Сергей Симаков принял крещение и оставил Москву. Вместе с супругой он поселился в деревне, которая находится в двух километрах от храма Архангела. Проезжих дорог туда нет, да и жителей нет, лишь две семьи его помощников. В свои 44 года Сергей стал священником, а после смерти жены принял монашество.
– Отец Рафаил за тридцать лет служения здесь пристроил к церкви приделы в память о тех храмах, которые когда-то были в монастыре, отреставрировал все колокольни, возвел дома, где могут останавливаться паломники. Батюшка мечтает, что когда-то на этой святой земле возобновится монастырская жизнь, – отмечает Анастасия Беляева.
Вскоре выясняется, что игумен Рафаил отчасти связан и с кинематографом. Он был духовником российского режиссера Алексея Балабанова и участвовал в создании его последнего фильма «Я тоже хочу». После задушевных историй батюшка приглашает нас пройти в новое здание Воскресной школы, которое только-только построили. Ребятишки из семей помощников игумена скоро тут будут получать церковные знания, ну а пока гости фестиваля наполняют доброй энергетикой стены постройки, ведь именно здесь начинаются показы фильмов-конкурсантов.
Просмотры в режиме нон-стоп
Стоит заметить, что в этом году международный молодежный кинофестиваль «Свет миру» проходил в десятый раз. На суд жюри было представлено почти три тысячи работ из 120 стран мира.
– Каждый из нас должен не только жить по совести, но и стараться оставить после себя что-то хорошее, доброе и светлое. Ради этого мы занимаемся фестивалем. Мы стараемся собирать свет, которого не так много. Из отправленных нам работ было много тьмы. Мы как золотоискатели, которые отмывают грязную воду и находят самое драгоценное. Члены жюри отобрали только доброе кино, которое учит хорошим вещам, – говорит заместитель председателя оргкомитета кинофестиваля «Свет миру» протоиерей Евгений Глазунов.
Из-за пандемии коронавируса на выездных площадках для просмотра фильмов присутствовали только их создатели, зрителей не было, поэтому получился мощный образовательный интенсив. Начинающие авторы смогли обменяться впечатлениями от просмотров с именитыми режиссерами и получить оценку за свое творчество.
Мы представили сразу два документальных фильма: «Отроки земли Архангельской» и «Вознесенье: поиски утраченного». Оба они прошли в шорт-лист кинофестиваля. Первая картина рассказывает о детских Артемиевских чтениях в деревне Веркола Пинежского района Архангельской области. Их организовывает настоятель храма во имя святого Николая Чудотворца отец Илья. В фильме ребята рассуждают о своем месте в этом мире, о Боге и вере, двух дорогах в жизни человека и выборе, который делает каждый.
Фильм «Вознесенье: поиски утраченного» посвящен судьбе полуразрушенной-полувосстановленной церкви в селе Вознесенье Архангельской области. Жизнь храма, дома культуры и бывшей ионосферной станции сплетается в плотный клубок, где смешивается мирское и небесное, современность и старина. Герои фильма пытаются разрубить узел противоречий и найти утраченные смыслы. Картина оказалось созвучной тематике других фильмов, включенных в конкурсную программу. Так, красивая история «Пять историй о Пятино» режиссера из Ульяновска Анастасии Новоселовой рассказывает о героях, живущих разными проблемами и в разное время. А объединяет их то, что все истории проходят под одним куполом Троицкого храма.
Отдельное место среди неигрового кино конкурсной программы фестиваля «Свет миру» было отведено фильмам, посвященным творческим людям, чья жизнь необычайно интересна. Так, герой «документалки» под названием «Эйр Команданте» московского режиссера Дарьи Артюшковой, несмотря на все преграды, стал пилотом аэростата. Настоящий гуру воздухоплавания готов передать свое мастерство и особый взгляд на жизнь следующим поколениям, но он находится на распутье, ведь его дети не готовы продолжить дело отца. Героиня другой картины, «Мы в садовника играли…», Валентина Орлова шестилетней девочкой прошла одна, без родителей, путь из оккупированной Эстонии в осажденную Москву.
– Я постарался показать войну глазами ребенка, который взрослеет на войне, но сохраняет в себе все детское, чистое и непосредственное, – поясняет режиссер Максим Кузнецов.
Конкурсная программа фестиваля «Свет миру» была представлена также фильмами для детей и анимацией. Работу «Зеркальце» презентовала уроженка поселка Палех в Ивановской области Галина Голубева. Мультфильм, кстати, сделан по сказке архангельского писателя Бориса Шергина. У автора своя, давняя любовь к северному сказочнику.
– Я когда-то заказала четвертый том произведений Шергина, а оказалось, что это его дневниковые записи. Прочитав его, поняла, что он был глубоко верующим человеком. Он стал мне очень родным и близким человеком – это удивительно! – восклицает режиссер.
По словам Галины, озвучивать фильм должен был профессиональный актер из Санкт-Петербурга, но на прослушиваниях стало очевидно, что голос самого Бориса Шергина невозможно чем-то заменить, было принято решение оставить запись с речью писателя.
Обладателем Гран-при фестиваля стала Наталья Федченко. Ее мультфильм «Радость небесная» – о том, что действительно имеет подлинную ценность в жизни: истинной любви, добре и преданности.
Мы тоже не остались без наград. Фильм «Вознесенье: поиски утраченного» был отмечен дипломом третьей степени, а короткометражка «Отроки земли Архангельской» признана лучшим репортажем.
Что важно – все киноленты-финалисты не уйдут «на полку», а будут использованы организаторами конкурса в образовательных целях в качестве учебного пособия для воспитания подрастающего поколения. То есть, как и задумали организаторы, – фильмы будут собирать свет и нести его миру.
Инга ШАРШОВА,
фото предоставлены автором