Тоска по свету
С 12 по 15 июля в Ярославле и Рыбинске проходил второй международный молодежный кинофестиваль короткометражных фильмов «Свет миру», учрежденный Ярославской Епархией. Цель новоявленного фестиваля – воспитание среди молодежи духовно-нравственных, патриотических и художественно-эстетических ценностей. Отсюда и его название – «Свет миру».
Участвовать в фестивале мог каждый, кто любит снимать фильмы. Организаторы разделили ленты-участницы на две категории по возрасту их авторов – фильмы, снятые детьми и подростками (до 18 лет), и фильмы, снятые взрослыми (19-30 лет). Более 40 анимационных, документальных, игровых и экспериментальных картин можно было увидеть на протяжении трех дней в Камерном театре и Киноцентре.
Чудесная анимационная заставка фестиваля – бедные маленькие овечки, тонущие в океанском шторме, находят приют и спасение в крошечном, но теплом домике на клочке земли – настраивала зрителей перед просмотром картин на особый, тихий, созерцательный лад. Мотив поиска духовного света и приюта во враждебном человеку мире был характерен для всех лент-победителей фестиваля.
Лучшим анимационным фильмом стала экранизация Надежды Михайловой «Чем люди живы» одноименной притчи Льва Толстого. Ангел Михаил сошел в мир людей понять, в чем смысл земной жизни. Прожив у бедного сапожника в подмастерьях шесть лет, он понимает, что люди живы лишь любовью к ближнему. Этот по-детски трогательный и наивный фильм взрослого человека получил Гран-при фестиваля и специальный приз от «Мастерской Александра Петрова».
Поразительный по тонкости передачи нюансов душевного страдания является документальный фильм Людмилы Смелянской «Во сне это», рассказывающий о трагическом эпизоде жизни писателя Ивана Шмелева. Он после революции потерял своего сына Сергея, вынужденного сдаться на милость большевикам в 1919 году по приказу №4, гарантирующему неприкосновенность добровольно сложившим оружие белым офицерам и солдатам. О его судьбе ничего не было известно. Позже, уже во Франции, к Шмелеву во сне будет приходить образ сына. Всю оставшуюся жизнь писатель тосковал по родному человеку, живя в безвестности о его судьбе. «Во сне это» стал лучшим фильмом фестиваля, завоевав 1 место среди документальных лент.
В категории «Фильмы о православии» первого места по праву удостоилась анимационная лента «Азбука церковнославянская» минских режиссеров Ирины Кодюковой и Елены Борушко. Этот фильм рассказывает о церковнославянском языке занимательно и легко. Познавательная лента рассчитана, прежде всего, на детскую аудиторию.
Пожалуй, самой интересной и сильной в профессиональном плане стала программа игрового кино.
К сожалению, лишь второго места удостоилась азербайджанская картина «Маяк» режиссера Фариза Ахмедова. Мощный, грозный, шокирующий фильм рассказывает историю наркомана и его отца, лечащего своего сына от зависимости не в больнице под капельницей, а на изолированном от большого города островке. Суровое место, окруженное скалами и ледяным морем, где лишь тревожные бурые огни маяка прорезают сырой воздух…
Сюжетными взаимоотношениями «отец — сын» этот фильм напоминает «Возвращение» Андрея Звягинцева. Поставленная Ахмедовым во главу угла проблема наркомании по-особому резонирует в картине. Режиссер не подходит к ней с точки зрения морализатора. Он не говорит с экрана прямым текстом, что «наркотики – зло». Он возводит эту проблему до экзистенциального уровня. Но наркотики в фильме – лишь повод, чтобы поговорить о самой жизни, о взаимоотношениях близких людей на серьезном, философском уровне. Немного жаль, что эта глубокомысленная, поэтическая и, действительно, христианская по своей сути картина была недооценена жюри.
Сразу два фильма поделили между собой первое место – петербургская лента Ольги Матвеевой «Изгнание из рая» о прозревшем после операции на глаза мальчике и читинский фильм «Дед. Несказочная новогодняя история» Екатерины Тереничевой. Последний фильм, длящийся чуть более пяти минут, особенно полюбился ярославскому зрителю. История о том, как дедушка умер в Новый год в одиночестве, так и не дождавшись от своих родных даже телефонного звонка, ранит в самое сердце, оставляя тот самый постэкранный вяжущий осадок внутри – свойство настоящего искусства.
Конечно, можно лишь похвалить создателей фестиваля за их энтузиазм и твердую позицию, смысл которой лежит в противостоянии кино «о грязи ради грязи». Последний сорт фильмов путешествует по международным фестивалям, выставляя свою страну в намеренно «грязном», неприглядном образе — такая экранная Россия ценится выше и за нее платят больше. Тем особенно важно появление в Ярославле фестиваля, ищущего проблески света в сегодняшней непростой жизни.
Но с художественной точки зрения немного обидно за наши таланты. Так складывается, что короткий метр до сих пор воспринимается большинством российских режиссеров как ущербный вариант большого метра. Мол, короткий метр мы снимаем потому, что нет возможности снять настоящее кино. Но это в корне ошибочно.
Короткий метр сегодня во всем мире – прогрессивная область кинематографа. Он из ущербного формата превращается на наших глазах в новый вид кино, вбирающий в себя традиции, приемы, ходы игровых, документальных, научно-популярных лент и видеоарта. Короткий метр сегодня – область революционеров от кино, а не киношный секонд-хенд. Тем обиднее осознавать, что наши молодые режиссеры не понимают всю прелесть доставшегося в их руки сокровища…
Поэтому остается им пожелать наконец-таки разглядеть в черной руде золотые жилы и перестать оглядываться на большой метр, пока мы вновь не опоздали на очередной поезд под названием «Кинореволюция 2.0».